С 1988 по 2017 год власть в Республике Зимбабве находилась в руках Роберта Мугабе. Режим Мугабе характеризовался затяжным продовольственным экономическим кризисом, отсутствием свободы слова, полным контролем режима над СМИ, высоким уровнем коррупции, в борьбе с оппозицией активно использовались организации ветеранов и молодежные военизированные движения, действовал запрет на получение неправительственными организациями финансирования из-за рубежа, законодательство позволяло властям нарушать приватность переписки граждан по электронной почте.

С 2002 г. по настоящий момент Зимбабве находится под санкциями ряда западных государств. Европейский Союз ввел ограничительные меры впервые в 2002 году по инициативе Великобритании, в том числе, замораживание активов отдельных членов правительства Зимбабве и связанных с ними лиц. В 2002 и 2003 гг. США предприняли целенаправленные меры в отношении правительства Зимбабве, включая финансовые и визовые санкции в отношении отдельных лиц, запрет на передачу предметов обороны и услуг и приостановку негуманитарной помощи между правительствами. Австралия ввела режим автономных санкций в 2002 году. Они были нацелены на лиц и организации, которые занимаются деятельностью, серьезно подрывающей демократию, соблюдение прав человека и верховенство закона в Зимбабве. В 2008 г. Канада ввела санкции против Зимбабве, введя эмбарго на поставки оружия, ограничения на ввоз и вывоз, замораживание активов и финансовые санкции в отношении 181 назначенного лица и организации.

В середине ноября 2017 года после того, как Мугабе отправил в отставку вице-президента Эммерсона Мнангагву, на территории страны вспыхнули народные волнения, 15 ноября 2017 года в Зимбабве произошел военный переворот. Военными были перекрыты основные автомагистрали, захвачены правительственные здания, прошли протесты в крупнейших городах страны. 24 ноября 2017 года Эммерсон Мнангагва был приведен к присяге в качестве нового Президента страны.

Выборы Президента Зимбабве были назначены на 30 июля 2018 года. Впервые в истории страны выборы предполагали особый накал политических страстей и интригу: основными кандидатами на пост Президента являлись Эммерсон Мнангагва и оппозиционер Нельсон Чамиза.

В конце мая 2018 года с целью изучения социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране в Зимбабве прибыла группа специалистов IAC, в состав которой входили социологи, политологи, экономисты,

По результатам первой волны социологических исследований, проведенных группой российских специалистов, президент Мнангагва, представляющий партию ZANU-PF имел более низкий рейтинг среди населения, по сравнению с лидером партии MDC, проамериканским политиком Чамизой, также лояльным Великобритании. Отдать свой голос за Мнангагву были готовы 33% респондентов, в то время как за Чамизу планировали проголосовать 51% опрошенных. Такого рода рейтинг политиков был связан, в первую очередь, с негативным наследием ZANU-PF и общим запрос на перемены, которые, ввиду отсутствия четкой программы у Мнангагвы на данном этапе, ассоциировались в большей степени с оппозиционной MDC.

Однако, как видно из представленной ниже сравнительной таблицы, ситуация радикально изменилась после начала активной фазы избирательной кампании.

Анализ предвыборных кампаний основных кандидатов и медиапространства страны показывает, что штабом ZANU-PF были применены следующие технологии, призванные улучшить электоральный рейтинг кандидата:

— активное освещение ежедневной деятельности действующего президента, направленной на развитие страны и отстаивания интересов граждан;

— разработка и активное распространение стратегии «Будущее Зимбабве-2030» («ZimFuture-2030»), представляющей собой стратегическую социально-экономическую программу по повышению уровня жизни граждан Зимбабве;

— активное распространение агитационно-пропагандистских материалов в виде листовок, освещающих деятельность президента Мнангагвы, распространение вкладок в печатные издания;

— распространение графики, комиксов, мемов, инфографики, фото- и видеоматериалов в социальных сетях.

Одновременно с этим, в публичном пространстве появлялось большое количество информации, дискредитирующей Нельсона Чамизу, в том числе в газете «Голос народа за Зимбабве и свободу» («The voice of people for Zimbabwe and freedom»).

Необходимо отметить следующие кейсы, способствующие утрате рейтинга Чамизой:

— вирусное распространение при помощи социальных сетей видеороликов негативного характера о Нельсоне Чамизе;

— смс-рассылки жителям городов Хараре и Булавайо.

Накануне выборов на главных площадях столицы проводились массовые мероприятия, такие как Трансляция финала Чемпионата Мира по футболу (15.07.18), Фестиваль «Out Arts. Culture. Heritage» (17.07 – 06.08.18).

За 9 дней до выборов по данным проведенного специалистами IAC опроса рейтинг Мнангагвы составлял 48%, Чамизы — 42%. За несколько дней до дня голосования, 27 июля 2018 года, Эммерсон Мнангагва посетил саммит БРИКС в Йоханнесбурге, где встретился с рядом политиков, в том числе с президентом РФ В.В. Путиным.

По итогам президентских выборов 30 июля 2018 года кандидат от ZANU-PF Эммерсон Мнангагва одержал победу в первом туре, получив 51% голосов избирателей, в то время как за оппозиционного кандидата Чамизу проголосовали 44%.

Одна из важнейших рекомендаций российских специалистов при проведении выборов Президента Зимбабве заключалась в том, чтобы сделать выборы максимально открытыми и прозрачными, обеспечив работу международных наблюдателей и иностранных журналистов. Во времена правления Мугабе международные наблюдатели не допускались к наблюдению за выборами. Президентские выборы в июле 2018 г. стали первыми выборами в истории Зимбабве, на которых было разрешено присутствие иностранных наблюдателей. Согласно данным электоральной комиссии Зимбабве (ZEC), она аккредитовала 1007 международных наблюдателей и 11 019 внутренних наблюдателей.

На выборах присутствовали международные наблюдатели из следующих организаций:

  1. Международная миссия по наблюдению за выборами в Зимбабве ZIEOM, который организовали Международный республиканский институт IRI (International Republican Institute) и Национальный демократический институт NDI (National Democratic Institute, исследователи данной организации преимущественно составляют американцы), приблизительно 60 наблюдателей.
  2. Европейский союз (ЕС). ЕС направил более 140 наблюдателей по всей стране из всех стран-членов ЕС, а также из Канады, Норвегии и Швейцарии. Главным наблюдателем от ЕС был Эльмар Брок (Elmar Brok), давний член Европейского парламента от Германии.
  3. Африканский союз (АС). Лидером делегации был премьер-министр Эфиопии Хайлемариам Десалегн (Hailemariam Desalegn).
  4. Сообщество развития Юга Африки SADC (в том числе несколько команд, представляющих различные органы SADC). Лидером делегации стал государственный секретарь по иностранным делам Анголы Антонио Тете (Antonio Tete). Также принимали участие доктор юридических наук Патрик Матибини (Patrick Matibini), глава миссии парламентского форума САДК по наблюдению за выборами, и судья Полустокл Кайяге (Semistocles Kaijage) — глава Миссии по наблюдению ECF – SADC.
  5. Общий рынок для Восточной и Южной Африки COMESA (Common Market for Eastern and Southern Africa).
  6. Центр Картера (Carter Center), созданный бывшим президентом США Джимми Картером в 1982 году, является одной из ведущих групп наблюдателей за выборами в США.
  7. Британское Содружество наций, лидер делегации бывший президент Ганы Джон Махама (John Mahama), 23 наблюдателя.
  8. Ассоциация свободных исследований и международного сотрудничества AFRIC, 40 наблюдателей.

Правительством страны были созданы благоприятные условия для работы международных наблюдателей, журналистов, обеспечивших прозрачность и безопасность выборного процесса. 

На протяжении всей предвыборной кампании оппозиционные деятели во главе с кандидатом Чамизой разогревали протестные настроения среди населения страны. Так, в день выборов, 30 июля начались массовые протесты с поджогами, захватом правительственных зданий. Оперативная реакция правительства, дополнительные усилия по подготовке органов полиции, действующих максимально корректно и слаженно, помогла избежать большого количества жертв среди мирного населения и скорейшей стабилизации ситуации в стране.

Несмотря на позитивные изменения в развитии демократии в Зимбабве чиновники администрации Трампа заявили, что санкции будут действовать до тех пор, пока правительство президента Эммерсона Мнангагвы не изменит законы Зимбабве, ограничивающие свободу СМИ и не разрешит протесты на законодательном уровне. По словам официальных лиц США, в Зимбабве насчитывается 141 юридическое и физическое лицо, в том числе Мнангагва и бывший президент Роберт Мугабе, которые в настоящее время находятся под санкциями США.

Европейский Союз на данный момент уже более благосклонно относится к действующей власти в стране.

Таким образом, подводя итоги мониторинговой и исследовательской миссии IAC в Республике Зимбабве, стоит отметить, что:

— социологический контроль ситуации в стране позволил выявить особенности электорального поведения избирателей и выработать эффективные рекомендации для правительства страны и Избирательной комиссии Зимбабве (ZEC), позволившие провести конкурентные открытые честные выборы;

— команда IAC установила рабочие партнерские взаимоотношения с местными специалистами с целью развития демократических институтов;

— благодаря совместной работе российских и местных специалистов удалось обменяться опытом и применить на практике ряд совместных наработок, а также построить планы на дальнейшие исследования;

— в стране зарождаются самобытные демократические традиции, в том числе благодаря участию российских специалистов и предоставленным ими аналитике и рекомендациям.