19 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана с 1991 года, подал в отставку с поста президента. В соответствии с Конституцией, Председатель Сената, Касым-Жомарт Токаев, принял полномочия президента. 9 апреля 2019 года он объявил о проведении 9 июня 2019 года внеочередных президентских выборов.

Нурсултан Назарбаев сохраняет за собой статус Первого Президента, остается лидером правящей партии «Нур Отан» и пожизненным Председателем Совета Безопасности.

Выборы прошли в политической среде с доминированием правящей политической партии «Нур Отан», которая, после досрочных парламентских выборов 2016 года занимает 84 из 98 избранных прямым голосованием мест в нижней палате Парламента (Мажилисе). Дополнительные 9 мест избираются путем непрямых выборов Ассамблеей Народов Казахстана (АНК), консультативным органом, назначаемым Президентом.

После объявления о досрочных выборах в крупных городах прошло несколько мирных акций протеста с призывами освободить политических заключенных и бойкотировать выборы. Власти объявили эти собрания незаконными, поскольку разрешения на их организацию не запрашивались, в результате чего десятки людей были арестованы.

В Казахстане зарегистрировано семь политических партий, однако возможность регистрации новых политических партии существенно ограничена Законом «О политических партиях».

Президент избирается на пятилетний срок абсолютным большинством голосов по единому общенациональному избирательному округу. В случае если ни один из кандидатов не набирает более 50 процентов голосов, в течение двух месяцев после выборов между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов, проводится повторное голосование, дата которого определяется ЦИК. При повторном голосовании избирается кандидат, получивший наибольшее число голосов.

Правовой основой для проведения президентских выборов являются Конституция и Конституционный закон о выборах (Закон о выборах). ЦИК издает нормативные правовые акты для уточнения правовых норм. Поправками в Конституцию, принятыми 2017 году, был отменен институт самовыдвижения кандидатов, введены дополнительные квалификационные требования к кандидатам, а также предусмотрена возможность установления законами дополнительных ограничительных требований к кандидатурам. Это привело к внесению в 2017 и 2018 году поправок в Закон о выборах, которыми были закреплены новые требования к кандидатам, а также изменен порядок регистрации избирателей и структура избирательных комиссий.

С 10 по 28 апреля 2019 года, в соответствии с утвержденным Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан Календарным планом основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов Президента Республики Казахстан, назначенных на 9 июня 2019 года, проходило выдвижение кандидатов на должность Президента Республики Казахстан. Согласно статье 55-1 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским политическим партиям и общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке.

Из шести зарегистрированных политических партий пять объявили о проведении съездов для выдвижения кандидатов. Партия «Бірлік» («Единство») отказалась от участия в президентских выборах в связи, как следует из их заявления, «с недостаточностью времени для подготовки к проведению полноценного съезда партии».

Выдвижение кандидатов завершилось в 18:00 28 апреля. Всего в ЦИК подали документы на регистрацию в качестве кандидатов девять претендентов.

Для регистрации кандидаты в Президенты должны были получить поддержку не менее 118 тысяч 140 избирателей, внести избирательный залог в размере 2 млн. 125 тыс. тенге (примерно 5600 долларов), сдать экзамен по государственному (казахскому) языку и представить справку о состоянии здоровья. Заполненные подписные листы в поддержку кандидатов в Президенты Республики Казахстан сдавались в территориальные избирательные комиссии, которые в установленный законом 10-дневный срок осуществляли проверку достоверности подписей с привлечением работников паспортных служб.

Из девяти претендентов на регистрацию Т. Ф. Ергалиев, выдвинутый «Союзом строителей Казахстана» отозвал свою кандидатуру, а относительно Ж. А. Алиева, выдвинутого Общественным объединением «Халық демографиясы» («Демография населения») было принято решение что он не владеет в достаточной мере государственным (казахским) языком.

Всего ЦИК Казахстана зарегистрировала для участия в выборах семерых кандидатов в Президенты, расположив их в бюллетене согласно алфавиту:

  1. Ж. А. Ахматбеков – Коммунистическая народная партия Казахстана;
  2. Д. М. Еспаева – Демократическая партия Казахстана «Ак жол»;
  3. А. С. Косанов – Движение «Ұлт тағдыры»;
  4. Т. С. Рахимбеков – Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»;
  5. А. С. Таспихов – Федерация профсоюзов Республики Казахстан;
  6. К. К. Токаев – Партия «Нур Отан»;
  7. С. Тугел – общественное объединение «Ұлы Дала Қырандары»

Всего для участия в выборах в списки избирателей были внесены 11 947 995 человек. 9 июня на территории страны и за ее пределами – в дипломатических и консульских учреждениях, открылось около 10 000 избирательных участков.

Для граждан, которые в день голосования не смогут оказаться на избирательных участках по месту регистрации с 24 мая по 8 июня выдавались открепительные удостоверения, дающие право проголосовать на любом участке.

Предвыборная агитация началась 11 мая и продолжалась до конца дня 7 июня. В день перед голосованием – 8 июня, в так называемый «день тишины», агитация была запрещена.

Наиболее значимым событием в ходе предвыборной агитации стали организованный ЦИК Казахстана дебаты кандидатов в Президенты Республики Казахстан и их представителей, состоявшиеся 29 мая 2019 года в столице Нур-Султане. Дебаты проводились в прямом эфире телеканала «Хабар». Дебаты вызвали большой интерес у избирателей, транслировались в прямом эфире, а их проведение широко освещалось печатными и электронными средствами массовой информации Республики Казахстан.

За выборами следили представители кандидатов, общественных организаций и более 1000 международных наблюдателей. Наблюдателей направили 9 международных организаций и 41 государство, наиболее многочисленными были миссии СНГ – 432 наблюдателя и ОБСЕ – 299 наблюдателей.

Голосование состоялось 9 июня с 7-00 до 20-00 по местному времени. По данным ЦИК Казахстана существенных нарушений, повлиявших на результаты волеизъявления граждан, отмечено не было.

Уже 10 июня ЦИК подвела результаты голосования и установила итоги выборов. 12 июня состоялась инаугурация избранного Президента Республики Казахстан.

По официальным данным ЦИК Казахстана в голосовании приняли участие 77,5% избирателей от числа включенных в списки, то есть более 9 миллионов человек.

Кандидаты показали следующие результаты:

  1. Ж. А. Ахматбеков – 1,82%;
  2. Д. М. Еспаева – 5,05%;
  3. А. С. Косанов – 16,23%;
  4. Т. С. Рахимбеков – 3,04%;
  5. А. С. Таспихов – 1,98%;
  6. К. К. Токаев – 70,96%;
  7. С. Тугел – 0,92%.

Официальные данные об итогах выборов содержат информацию об итогах голосования только в разрезе областей и городов республиканского значения. Тем не менее, даже на этом уровне заметны различия в поддержке кандидатов.

Наибольшие региональные различия по уровню поддержки между наблюдаются у кандидатов, ставших лидерами по набранным голосам избирателей – А.С. Косанова и К.К. Токаева.

Поддержка А.С. Косанова в Мангистауской области составила 32,73%, тогда как в Алматы он получил поддержку 8,57% избирателей. К.К. Токаева поддержали 77,4% избирателей в Алматинской области, и 55,52% избирателей Мангистауской области. Разброс уровня поддержки более чем в 20 процентных пунктов свидетельствует о существовании в Казахстане заметной дифференциации в политических взглядах избирателей разных частей страны. Кроме этого, представленные данные по голосованию в городах республиканского значения позволяют сделать общие выводы о тенденции поддержки разных кандидатов избирателями в зависимости от того где проживает избиратель – в крупном городе или нет.

Из четырех регионов, продемонстрировавших наименьшую поддержку избранного Президента К.К. Токаева три – города республиканского значения. При этом столица страны – Нур-Султан, где сосредоточено большое число госслужащих – наиболее очевидного электората действующей власти, продемонстрировала самую низкую поддержку из трех городов республиканского значения – 59,19%, тогда как Алматы – 66,73% и Шымкент – 67,11%. Это представляется значительной проблемой для Президента, в случае возникновения управляемых протестов по модели Киева 2013 года, когда именно слабая поддержка Януковича в столице стала одним из решающих факторов его свержения.

Помимо различий в голосовании за кандидата от власти, существенно отличаются по регионам страны и результаты основного оппозиционного кандидата А.С. Косанова. Лучшие результаты он показал в Мангистауской – 32,73%, Атырауской – 22,69% и Западно-Казахстанской – 20,85% областях. При этом поддержка в городах республиканского значения у Косанова сильно разнится – в Нур-Султане и Шымкенте за него отдали голоса 19,57% и 18,69% избирателей соответственно, тогда как в Алматы его поддержали только 8,57% избирателей – худший результат среди всех регионов страны.

Существенные региональные различия в поддержке кандидатов, проявившиеся на этих выборах, можно отнести к проявлениям традиционной социальной организации казахского общества, а именно – делению казахского народа на три жуза. Учитывая территории расселения представителей жузов становится очевидной причина повышенной поддержки А.С. Косанова – представители младшего жуза в Мангистауской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях – регионах расселения этой ветви казахского народа. При этом столь же закономерно некоторое снижение результата по мере движения на север, из Мангистауской области в Западно-Казахстанскую, которое обуславливается большей долей русского населения и некоторой русификацией казахов при приближении к российской границе.

В то же время голосование за кандидата от действующей власти, представителя стершего жуза К.К. Токаева не демонстрирует столь явной зависимости от принадлежности того или иного региона к территории соответствующего жуза. Получив наибольший процент голосов в Алматинской области – 77,4%, следующий результат – 75,32% он показал в Кызылординской области, которая относится в большей степени к территориям среднего жуза. В то же время значительную поддержку – выше средней по стране, он получил в областях находящихся на территории расселения всех трех жузов – Западно-Казахстанской, Павлодарской, Туркестанской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областях. Не считая городов республиканского значения, где К.К. Токаев выступил весьма неудачно, его поддержка, имеет тенденцию к росту в самых южных и северных приграничных регионах. Причиной такого явления с большой долей вероятности является голосование представителей этнических меньшинств, поддерживающих действующую власть для сохранения стабильности.

В день голосования и на следующий день в столице страны Нур-Султане и других крупных городах прошли акции протеста, организованные активистами, считающими прошедшие выборы несправедливыми и нечестными. Акции были несогласованными и оперативно пресекались силами правопорядка. По официальным данным на акциях было задержано более 500 человек, произошли стычки между протестующими и силами полиции. О серьезности столкновений можно судить по опубликованным 18 июня цифрам пострадавших среди сотрудников полиции – по словам главы МВД более 300 полицейских получили травмы, из них шестеро неделю спустя после митингов еще находятся в больнице. Это свидетельствует об ожесточенности произошедших столкновений и градусе агрессии и протестных настроений в казахском обществе.

Отчасти с существованием в обществе подобных настроений – протестно-агрессивных, можно связать удивительную, по мировым меркам, оперативность, граничащую со спешкой, в подведении итогов выборов и инаугурации избранного президента.

Решение об установлении окончательных итогов выборов ЦИК приняла уже 10 июня 2019 года – на следующий день после голосования. При этом последние участки за рубежом закрылись на 9 часов позже чем в Казахстане из-за разницы во времени. Таким образом подсчет голосов, составление и передача в вышестоящие комиссии протоколов, их обобщение и подведение окончательных итогов были проведены в истинно рекордном темпе.

В то же время столь быстрое подведение итогов и немедленная инаугурация фактически лишили наблюдателей, представителей гражданского общества и кандидатов обжаловать итоги голосования, обобщить информацию о нарушениях и обратиться в правоохранительные и судебные органы.

Международные наблюдатели в целом позитивно оценили проведение голосования, однако миссия ОБСЕ\БДИПЧ подвергла критике качество процедуры подсчета голосов и подведения результатов, а так же охарактеризовала условия проведения кампании как неравные для кандидатов. Миссия СНГ в своем заключении не касалась политической ситуации в стране, отметив высокое качество организации процесса голосования на избирательных участках и внимание к избирателям с особыми потребностями.

Важным моментом выборов в Казахстане является непрозрачность и полная информационная закрытость результатов голосования на участках. Официальные данные, опубликованные ЦИК содержат только сводную информацию по регионам, тогда как данные по участкам, населенным пунктам, районам и т.п. не публикуются в открытом доступе, что снижает доверие к избирательной системе и представленным результатам.

В подтверждение этого факта можно привести данные наблюдателей от общественных организаций и журналистов, силами которых были обобщены данные протоколов с избирательных участков (копии свободно предоставлялись наблюдателям).

Наиболее полные данные были собраны по крупнейшим городам, поскольку именно там сосредоточены социально активные люди, молодежь, студенты, которые составляют основную массу гражданских активистов.

Так, по городу Алматы активистами было обработано 208 протоколов участковых комиссий из 544 созданных в городе, что составило 38% от общего числа участков. На участках, протоколы с которых были обработаны, кандидат А.С. Косанов набрал 72 316 голосов. В то же время, по данным ЦИК, закрепленным решением об итогах выборов, во всем Алматы С.А. Косанов набрал 50 366 голосов. Данная коллизия, обнаруженная гражданскими активистами, заставляет поставить под сомнение официальные результаты выборов, опубликованные ЦИК Казахстана.

Поскольку в законодательстве Казахстана о выборах, равно как и в мировой избирательной практике не встречается примеров подачи отрицательного количества голосов за кандидата, основываясь на данных активистов можно предположить, что итоговые данные, которые представлены ЦИК Казахстана либо исказили результаты подсчета голосов избирателей на избирательных участках, либо вообще не основаны на результатах голосования граждан. При этом результаты, полученные при независимом подсчете данных из протоколов участковых комиссий в Алматы, существенно отличаются от данных ЦИК. По данным 38% протоколов явка составила 46,77% при результате К.К. Токаева 49,29% голосов избирателей.

Если данные общественников хотя бы близки к реальному положению дел, то можно констатировать что поддержка действующей власти находится на уровне менее 25% от общего числа населения. Это создает ощущение опасности в правящих кругах, чем и может объясняться жесткие действия в отношении протестующих, быстроту подведения итогов выборов – их никто и не подводил, а озвучили заранее подготовленные «итоги» выборов по схеме 70/70, и максимально быстро провели инаугурацию, чтобы лишить смысла возможные дискуссии об итогах выборов.

Опираясь на данные общественных наблюдателей можно сделать следующие выводы из прошедших выборов:

  1. Популярность и поддержка действующей власти заметно ниже озвучиваемых цифр.
  2. В казахстанском обществе существует значительны запрос на националистические идеи и обновление элит.
  3. Недовольство действующей властью не достигло уровня действительно массовых протестов.
  4. Силовые структуры и система органов власти сохраняют лояльность и монолитность и действую профессионально.
  5. Попытки действующих властей скрывать информацию и распространять недостоверные сведения сталкивается с низким качеством кадрового обеспечения, поскольку принцип «верность превыше профессионализма» начал приносить плоды.

В целом, прошедшие выборы можно считать успешными для правящей казахстанской элиты с позиции успешного проекта по передаче власти. Результаты выборов стали индикатором, показывающим реальное положение дел в политической сфере Казахстана и тенденцию роста националистических настроений. Следует признать, что этот процесс вызывает у экспертов значительное беспокойство.