Молдавия 2019 года наполнена парадоксальными выборами. Сначала прошло голосование в Парламент фактически приведшее к кризису системы управления страной, сейчас «масла в огонь» способно подбавить голосование на выборах Главы (Башкана) Административно-территориального образования Гагаузия (АТО Гагаузия), которое первоначально планировалось на февраль и май, но в итоге прошли 30 июня 2019 года.

История вопроса.

В настоящий момент пост Башкана АТО Гагаузия занимает Ирина Влах. Она и ее кабинет не скрывают своей симпатии к молдавским социалистам и к России, на президентских выборах 2016 года автономия большинством голосов поддержала действующего Президента Молдавии Игоря Додона. При этом Народное Собрание Гагаузии контролируется представителями Демократической партии Молдавии (партия преследуемого в РФ олигарха Влада Плахотнюка), в настоящий момент времени находящегося в оппозиции как к Президенту Додону, так и к российским интересам в Молдавии. В сентябре 2018 года Ирина Влах предложила назначить выборы Башкана на 17 февраля 2019 года, но депутаты не согласились с этим предложением и назначили выборы на 19 мая 2019 года, а затем перенесли их на 30 июня 2019 года. Пророссийские СМИ уверенно прочили победу Влах, а оппозиционные России издания обвиняют Влах в хищениях в медицинской сфере.

Документы от потенциальных кандидатов на пост главы автономии ЦИК АТО Гагаузия принимал до 30 мая 2019 года. Чтобы стать кандидатом в Башканы Гагаузии, претендент должен был собрать от 1,5 тыс. до 2 тыс. подписей в свою поддержку. Согласно недавним поправкам в избирательное законодательство, кандидаты также должны были пройти тестирование на знание гагаузского языка.

О намерении баллотироваться на пост Башкана заявляли пять претендентов: Ирина Влах, Михаил Влах, Сергей Чимпоеш, Василий Аладов и Иван Бургуджи. В установленные законом сроки было зарегистрировано четыре кандидата – Ирина Влах, Сергей Чимпоеш, Иван Бургуджи и Дмитрий Манол.

Участия в этих выборах не принял бывший мэр гагаузского города Комрат, главный политический оппонент Влах, лидер местного отделения Демократической партии Молдавии Николай Дудогло, который до этого пытался стать Башканом несколько раз, а недавно проиграл выборы в Парламент Молдавии по одномандатному округу. Однако, благодаря контролю над Народным Собранием Гагаузии, Демократической партии удалось внести поправки в законодательство о выборах, которые теперь признаются состоявшимися только при явке не менее 50%. Это очень высокий показатель для региона, основное население которого находится на заработках, поэтому выборы Башкана находились под угрозой, с учетом возможного неучастия сторонников Дудогло в кампании. При этом согласно данным социологических опросов, большинство жителей Гагаузии собирались отдать свои голоса за действующего Башкана Ирину Влах, которая по опросам должна была победить уже в первом туре. Единственным препятствием для её победы могла стать низкая явка избирателей.

«Подконтрольные Демпартии депутаты преследуют несколько целей. Во-первых, рассчитывают выиграть время, чтобы жители автономии забыли об унизительном поражении на недавних парламентских выборах Николая Дудогло. Таким образом, гагаузские демократы ожидают, что их неформальный лидер получит больше шансов на победу в ходе выборов башкана», — заявила Ирина Влах в недавнем интервью.

Влах также отметила, что местная организация Демпартии планировала до выборов переформатировать Центральную избирательную комиссию Гагаузии, назначив на руководящие должности подконтрольных людей. По её мнению, перенос выборов с мая на июнь привел к снижению активности избирателей и поставил под угрозу преодоление минимального порога явки, установленного на отметке в 50% после того как были выявлены противоречия между Избирательным кодексом и Уложением Гагаузии.

Накануне выборов обеспокоенность возможной дестабилизацией обстановки в Гагаузии выразил Президент Молдавии Игорь Додон.

Изменения, недавно внесенные в Избирательный кодекс Гагаузии, касаются не только повышения порога явки на башканских выборах до 50% и применения неместных списков избирателей, а национального регистра Республики Молдавия, в котором на Гагаузию приходится 130 тысяч избирателей. При этом Башкан подтверждает, что Уложение Гагаузии является главным документом, которым она руководствуется в своей деятельности.

В итоге можно уверенно отметить, что Гагаузия являются одной из целого ряда локальных точек, где на постсоветском пространстве сталкиваются интересы российской и условно западной политики. Москва надеется использовать ситуацию в Молдавии для создания дружественного правительства в автономии и в стране, а все политики будущей предвыборной гонки являются если не прямыми выразителями российских интересов в Гагаузии, то косвенными. Даже местные жители в разговорах дают понять, что чувствуют себя ближе к России, нежели к Молдавии. С Россией, открывшей рынок местным экспортерам сельскохозяйственной продукции, у Гагаузии, в отличие от остальной Молдавии развиваются тесные политические и экономические связи.

Выборы Главы (Башкана) Гагаузии 30 июня 2019 года. Как это было.

Изначально выборы Главы (Башкана) Гагаузии были назначены Народным Собранием на 19 мая 2019 года, однако, за день до старта избирательной кампании (в соответствии с Избирательным Кодексом (ИК) Гагаузии избирательная кампания начинается за 60 дней до дня голосования) Народное Собрание Гагаузии приняло постановление о назначении выборов Башкана на 30 июня 2019 года. В тот же день Народное Собрание приняло законопроект «О внесении изменений и дополнений в Избирательный Кодекс АТО Гагаузия № 60- XVII/V от 31.07.2015», которым предлагалось привести в соответствие с Уложением Гагаузии требование о минимальном пороге явки на выборах Башкана – поднять порог явки в первом туре с 1/3 до 1/2 избирателей от числа включенных в списки. Законопроект был отклонен Башканом Ириной Влах из-за процедурных нарушений, и на основании того что он не является необходимым, так как в случае противоречия между законом и Уложением должно применяться положение закрепленное в Уложении. Таким образом на выборах Башкана Гагаузии 30 июня 2019 года минимальный порог явки для признания выборов состоявшимися составил 50% избирателей от числа включенных в списки.

Учитывая высокий порог явки, необходимый для признания выборов состоявшимися, большое значение приобрел вопрос точности списков избирателей. Из-за противоречий и пробелов в законодательства АТО Гагаузия и Республики Молдавия ЦИК Молдавии не имеет возможности предоставить ЦИК Гагаузии доступ к Регистру избирателей Республики Молдавия. В то же время в соответствии с ИК Гагаузии списки избирателей составляются местными органами власти и участковыми избирательными бюро и в них включаются граждане, обладающие избирательным правом, которые на момент составления списков проживают на соответствующей территории (ч. 1 и ч. 3 ст. 39 ИК Гагаузии). Из-за различий в методиках составления списков избирателей возникли разночтения между данными ЦИК Гагаузии и ЦИК Молдавии. По данным ЦИК Гагаузии, предварительное общее число избирателей, имеющих право голоса на выборах 30 июня 2019 года составило 108 027 человек, тогда как по данным ЦИК Молдавии, число избирателей, имеющих право голоса в Гагаузии, составило 131 299 человек. По результатам работы организованной органами местного самоуправления для уточнения списков избирателей, в итоговые списки для голосования было включено 106 136 человек.

Выдвижение кандидатов на пост Башкана проходило с 1 мая по 30 мая, а к 6 июня завершилась регистрация кандидатов в ЦИК Гагаузии. Всего решениями ЦИК было зарегистрировано четыре кандидата — Ирина Влах, Иван Бугурджи, Дмитрий Манол и Сергей Чимпоеш. Претенденту на регистрацию в качестве кандидата на поста Башкана Василию Аладову ЦИК Гагаузии отказала в регистрации на основании несоответствия требованиям закона подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Решение ЦИК Гагаузии было обжаловано В. Аладовым в судебном порядке, и 28 июня 2019 года Апелляционная палата города Кагул удовлетворила иск кандидата Василия Аладова по отмене решения ЦИК Гагаузии, оказавшего ему в регистрации в качестве кандидата на выборах Башкана. Исполняя решение суда, ЦИК Гагаузии зарегистрировал В. Аладова в качестве кандидата на выборах и включил в избирательный бюллетень. Однако 29 июня 2019 года Высшая судебная палата Молдавии отменила решение Апелляционной палаты Кагула и сняла В. Аладова с участия в выборах. В результате в день голосования на избирательных участках члены комиссий должны были вычеркивать В. Аладова из избирательных бюллетеней путем проставления напротив его фамилии штампа «выбыл».

Агитационная кампания кандидатов начиналась после официальной регистрации, так что ее продолжительность для различных кандидатов оказалась различной. В целом кампания прошла в достаточно мирной атмосфере, но ее интенсивность у разных кандидатов была различной. Наиболее активную кампанию проводила действующий Башкан Гагаузии Ирина Влах, тогда как кампании ее оппонентов были куда менее заметными.

В то же время основное противостояние кампании шло не между зарегистрированными кандидатами, среди которых действующий Башкан Ирина Влах являлась безусловным фаворитом. Основным противником Ирины Влах был лидер местного отделения Демократической партии Молдавии Николай Дудогло, объявивший о бойкоте выборов и проводивший кампанию по дискредитации избирательного процесса. Многие СМИ приписывают ему инициативу о переносе голосования на 30 июня и инициирование вопроса об увеличении до 50% минимальной явки, при которой выборы были бы признаны состоявшимися.

Голосование на выборах Башкана Гагаузии 30 июня 2019 года проходило в достаточно спокойной атмосфере, не было отмечено существенных нарушений, которые могли бы повлиять на исход выборов.

По предварительным данным ЦИК Гагаузии в голосовании приняли участие 50,51% от числа избирателей, включенных в списки. На основании этого выборы можно считать состоявшимися, хотя небольшое преодоление барьера явки делает ситуацию уязвимой для политически мотивированных провокаций и создает предпосылки для оспаривания легитимности выборов. Несмотря на предварительный характер опубликованных ЦИК Гагаузии данных они сами содержат противоречия и отличаются неполнотой, что дополнительно создает возможности для спекуляций относительно преодоления избирательного барьера.

Так, ЦИК Гагаузии не опубликовала данные об окончательном числе избирателей на момент завершения голосования. Таким образом, непонятно от какого числа избирателей составляют 50,51% принявших участие в голосовании. Кроме того, число избирателей, принявших участие в голосовании, не совпадает с суммарным числом избирателей, поддержавших всех кандидатов, присутствующих в бюллетене. По сообщению ЦИК Гагаузии приняли участие в голосовании 55 380 избирателей, тогда как кандидатов поддержали: Ирина Влах — 49742 избирателя, Сергей Чимпоеш — 3932 избирателя, Иван Бургуджи — 481 избиратель, Дмитрий Манол — 346 избирателей. Всего за кандидатов проголосовал 54 501 избиратель, судьба 879 голосов остается неизвестной. Также опубликованные ЦИК Гагаузии проценты явки избирателей и голосов, полученных кандидатами никак не получаются путем вычисления из представленных данных.

В то же время результаты голосования, в котором по предварительным данным около 90% избирателей пришедших на выборы поддержали действующего Башкана Ирину Влах, не дают оснований для возможных претензий со стороны конкурентов.

Таким образом, при отсутствии в бюллетене реальных конкурентов Ирина Влах получила подавляющую поддержку среди пришедших на участки избирателей. В то же время незначительное преодоление избирательного барьера в ходе выборов и неточности в опубликованных предварительных данных оставляет значительное поле для спекуляций и протестной активности со стороны бойкотировавших выборы сил, в первую очередь связываемых с фигурой Николая Дудогло.

Хочется выразить надежду, что при составлении окончательного протокола по итогам выборов ЦИК Гагаузии проявит больше внимания к точности цифр и тем подтвердит уважительное отношение к волеизъявлению избирателей АТО Гагаузия.

Краткая информация об АТО Гагаузия

АТО Гагаузия расположена в южной части Молдавии, население около 160 000 человек, что составляет 4,5% населения страны. Большинство населения гагаузы, также проживают болгары, молдаване, русские, украинцы и поляки. Общая площадь региона около 1830 кв. км, что составляет 5% от общей территории Республики Молдавия. АТО Гагаузия не является однородной и компактной территориальной единицей, в соответствии с действующим законодательством она включает в себя все области Молдавии, где гагаузы составляют более половины населения, а также те части страны, которые решили присоединиться к Гагаузии путем референдума. Область была официально создана в 1994 году и в настоящее время состоит из четырех отдельных территорий. Всего к области относится три города: столица Гагаузии Комрат, города Чадыр-Лунга и Вулканешты, а также около 30 деревень.

Правовая основа для функционирования Гагаузской автономии включает в себя Закон об особом правовом статусе Гагаузии (GagauzYeri), принятый парламентом Молдавии, и Уложение Гагаузии.

Законом об особом правовом статусе Гагаузии (GagauzYeri), определено, что АТО Гагаузия – это автономное территориальное образование с особым статусом, создано как форма самоопределения гагаузов и составляет неотъемлемую часть Республики Молдавия. Закон определяет, что гагаузы в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы политического, экономического и культурного развития в интересах всего населения АТО. Все акты, принятые органами Гагаузии не должны противоречить Конституции Республики Молдавия. Закон также указывает на процедуру входа (или выхода) территорий в автономию и определяет, что официальными языками в Гагаузии будет гагаузский, молдавский и русский.

Уложение рассматривается как своего рода конституция, принятая Народным Собранием Гагаузии. Гагаузия имеет свои символы – флаг, герб и гимн, все, из которых используются наряду с национальными символами Республики Молдавия.

Закон и Уложение определяет политическую систему автономии. Постоянно действующим исполнительным органом власти Гагаузии является Исполнительный Комитет (Баканнык Комитети), который создается Народным Собранием Гагаузии. Высшим должностным лицом Гагаузии является ее Глава (Башкан). Ему подчиняются все органы публичного управления Гагаузии.

2 февраля 2014 года власти в Гагаузии прошли одновременно два референдума. На первом местных жителей попросили объявить о своей поддержке интеграции страны с ЕС или с возглавляемым Москвой Таможенным Союзом (ТС); на втором референдуме обсуждали проект закона «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение». В соответствии с предлагаемым законодательством, если Молдавия потеряет свой суверенитет (например, путем объединения Молдавии и Румынию, или даже, как некоторые политики спорили, посредством дальнейшей интеграции Молдавии с ЕС), автономная область автоматически станет независимой Республикой Гагаузией. Как и ожидалось, результаты голосования показали подавляющую поддержку вступления в ТС и проекта закона. По данным, опубликованным Центральной избирательной комиссии Гагаузии, 98,5% избирателей поддержали интеграцию Республики Молдавия с ТС, а 98% проголосовали за законопроект «об отложенной независимости». Поддержка более тесной интеграции с ЕС была незначительной, достигнув чуть более 2%. Активность избирателей была очень высокой для Республики Молдавия, достигая порядка 70%.

Основными причинами для такого однозначного результата являются: традиционно пророссийское отношение местного населения; опасения перед потенциальным объединением Молдавии и Румынии (это звучит в заявлениях местных чиновников и усугубляется высказываниями, звучащими из Бухареста); опасения дальнейшего снижения товарооборота с Россией и ограничений на доступ к российскому рынку труда; низкая степень информированности о ЕС и условиях европейской интеграции. Фоном проведения референдума стали многочисленные протесты в Кишиневе и заявления, что голосование будет незаконным.

Постоянный кризис в отношениях между Кишиневом и Комратом обуславливается рядом факторов, в том числе борьбой за власть в Гагаузии; борьбой между центральной и региональной властью за степень автономии области, а также за контроль и распределение финансовых средств; а также влиянием России в регионе. В настоящий момент времени этот кризис не может быть преодолен.